Среда, 2025-09-24, 3:37 AMПриветствую Вас Гость

Полезные файлы

Главная » 2014 » Июнь » 10 » Скачать Педагогические условия развития профессионального самосознания учащихся учреждений начального профессионального образования. бесплатно
6:43 AM
Скачать Педагогические условия развития профессионального самосознания учащихся учреждений начального профессионального образования. бесплатно
Педагогические условия развития профессионального самосознания учащихся учреждений начального профессионального образования

Диссертация

Автор: Соловьева, Анжелика Владимировна

Название: Педагогические условия развития профессионального самосознания учащихся учреждений начального профессионального образования

Справка: Соловьева, Анжелика Владимировна. Педагогические условия развития профессионального самосознания учащихся учреждений начального профессионального образования : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Соловьева Анжелика Владимировна; [Место защиты: Акад. повышения квалификации и проф. переподгот. работников образования] - Москва, 2009 - Количество страниц: 216 с. ил. Москва, 2009 216 c. :

Объем: 216 стр.

Информация: Москва, 2009


Содержание:

Глава
I Теоретические аспекты проблемы становления профессионального самосознания учащихся учреждений начального профессионального образования
11 Теоретические подходы к изучению профессионального самосознания и его структуры
12 Особенности профессионального самосознания учащихся учреждений начального профессионального образования
13 Учреждения НПО в системе образования, их влияние на профессиональное самосознание учащихся
14 Педагогические условия профессионального становления учащихся в учреждениях НПО
Глава
II Экспериментальное исследование развития профессионального самосознания учащихся лицея
21 Основные методы исследования профессионального самосознания учащихся
22 Организация исследования профессионального самосознания учащихся
23 Анализ результатов исследования
24 Выводы

Введение:

Среди приоритетов государственной образовательной политики России доминирующее положение занимает модернизация образования, основной задачей которой является достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и прогрессивным потребностям личности, общества и государства.На сегодняшний день, основная цель профессионального образования - подготовка высококвалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.При решении проблемы мы сталкиваемся с ситуацией, когда за пятнадцать прошедших лет рыночных преобразований в сфере экономики и производства произошел значительный отток рабочей силы в другие сферы (торговля, предпринимательство), резко сократилось количество квалифицированных рабочих, снизился уровень их профессиональной компетентности. Кроме того, наблюдается сокращение молодых кадров на производстве, средний возраст высококвалифицированных рабочих в настоящее время колеблется от пятидесяти до пятидесяти трех лет. На основе исследований Института развития профессионального образования и зарубежного опыта можно представить обобщенный портрет современного кадрового рабочего. «Средний» рабочий сегодня постарел в среднем до 53 лет, среди этой категории работников лишь 5% имеет высшую квалификацию (в ФРГ— 56%, США - 43%).За последние годы наполовину сократилась подготовка новых рабочих в системе начального профессионального образования и почти на 60% — непосредственно на производстве. Одновременно вдвое возросла подготовка специалистов в средних и высших учебных заведениях.Производству нужны квалифицированные рабочие, ряды которых П пополняются выпускниками учреждений НПО. В то же время, никаких позитивных изменений школьников в отношении работы на производстве не произошло — доля школьников, отдающих, предпочтение этой сфере деятельности, по-прежнему весьма незначительна (около 7 %) . Не привлекают выпускников школ и строительные профессии — освоить их хотели бы всего 3,4 % опрошенных.Основной причиной многие специалисты видят в отрыве системы профессионального образования от реальных потребностей рынка труда, ее функционировании в режиме замкнутой системы, ориентированной на ведомственные интересы.Большая часть выпускников школ останавливают свой выбор на получении высшего образования, что уже сейчас привело к переизбытку некоторых профессий (например: юрист, экономист) на рынке труда, в то время как потребность в рабочих кадрах (например: специалисты-станочники, представители строительных профессий) во многих регионах остается неудовлетворённой. По данным Программы развития ООН в России лишь 18 % выпускников устраиваются на работу по специальности.Практически по всем специальностям наблюдается тенденция снижения процента трудоустроенных выпускников (Экономика образования, № 2, 2003, с. 77).Как показывают результаты опроса, предпочтения молодежи по трудоустройству устойчиво сместились в сторону престижной и высокооплачиваемой, но относительно бесперспективной с точки зрения трудоустройства кредитно-финансовой сферы деятельности, в которой намерены искать рабочие места 6 % опрошенных молодых людей (в 2000 г. — 22%), в то время как уже сейчас предложение превышает спрос по работникам банков — в 21 раз, по бухгалтерам — в 26 раз, по экономистам — в 59 раз (Коммерсант от 08.01.2004). в результате образовалось перепроизводство невостребуемых специалистов, одновременно на рынке труда возник острый дефицит (более 80% вакансий) рабочих кадров.В настоящее время баланс выбытия и восполнения экономически активного населения сохраняется, хотя уже и не имеет "запаса прочности".Но, как известно, впереди Россию ждет серьезный демографический кризис.Это делает остро актуальным вопрос о сбалансированности качества подготовки рабочей силы с профилем востребуемых профессий, уровнем квалификации и социальным характеристикам.В недалекой перспективе наиболее острой проблемой перед работодателями станет несоответствие между предложением рабочих рук и растущей потребностью в высококвалифицированных кадрах.Требуется отказ от фактически преобладающего в настоящее время принципа превышения предложения рабочей силы над ее спросом.Учитывая это, содержание и структура профессионального образования должны подвергнуться существенной модернизации в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры, и др. В связи с резко возрастающей потребностью народного хозяйства в высококвалифицированных рабочих и специалистах среднего звена, начальное и среднее профессиональное образование должны получить опережающее развитие. На этих уровнях образования следует существенно актуализировать содержание и повысить качество подготовки с ориентацией ее на международные стандарты качества, решительно повернуть учреждения начального и среднего профессионального образования к потребностям рынка труда. Система подготовки специалистов рабочих профессий морально устарела и не в состоянии адекватно ответить экономическим вызовам, предъявляемым развивающимся производством. Продолжение функционирования с сохранением системных противоречий вполне способно привести к тому, что уже в ближайшие годы учреждения НПО утратили бы свою роль на рынке образовательных услуг, уступив место корпоративным центрам переподготовки. Осознание данной ситуации предопределило возникновение идеи полного переформатирования подходов и принципов профессионального образования.Общественно-экономическое преобразование нашего общества предполагает повышение уровня сознательности во всех сферах человеческой жизни, в том числе и в профессиональной деятельности, как главного направления становления человеческой сущности. Это ведет к росту самосознания, являющегося сложным структурным образованием. В настоящее время все возрастающие требования предъявляются к человеку как субъекту профессиональной деятельности. В связи с этим большую актуальность приобретает проблема формирования самосознания профессионала. Профессиональное самосознание является одним из важнейших компонентов самосознания человека как субъекта деятельности.Его происхождение и развитие неразрывно связано с уровнем профессиональной подготовки (Овсянникова В.В., Ткачева Н.Ю.), с овладением профессиональным мастерством (Жукова М.И., Васюк А.Г., Борисова Е.М.).[164, 212,78,43,35] Возникнув, профессиональное самосознание становится важным звеном в регулировании как текущей деятельности, так и профессионального развития субъекта в целом (Борисова Е.М., Козиев В.Н., Корнеева Л.Н.). [35, 98,110] Разработка проблемы формирования профессионального самосознания только начинается, поэтому в наз^ной литературе она освещена еще очень слабо. Особенно остро неразработанность данной проблемы ощущается в конкретных областях профессионального труда, в частности в рабочих профессиях недавно появившихся на рынке труда, таких как «Оператор электронно-вычислительных машин».А.Н. Леонтьев характеризовал проблему самосознания как проблему «высокого жизненного значения, венчающую психологию личности». являющуюся нерешенной, «ускользаюш;ей от научно - психологического анализа». [130] Профессиональное самосознание является одним из важнейших и мало изученных регуляторов поведения, деятельности профессионала.Любой профессионал при осознании себя как субъекта профессиональной деятельности должен осознавать те связи и отношения, которые складываются при взаимодействии его с предметным и социальным миром, обусловленные спецификой профессии.Вслед за В.Н. Козиевым, мы считаем, что «актуальное Я» является центральным компонентом самосознания профессионала. «Ретроспективное Я» в соотношении с «актуальным Я» позволяет профессионалу увидеть изменения, которые произошли по мере профессионализации, осознать достигнутое им в процессе профессиональной деятельности, оценить трудности своей профессии, позволяет наметить планы в связи со своим профессиональным будущим. «Идеальное Я» или «будущее Я», является ценностной перспективой личности и способствует самосовершенствованию и саморазвитию профессионала. Разработка проблемы становления самосознания профессионала невозможна без обращения к вопросам сущности, природы, генезиса, строения самосознания, значения самосознания в регулировании деятельности человека, без раскрытия закономерностей его становления. [98] Осознавая важность данной проблемы, мы решили исследовать профессиональное самосознание на этапе профессиональной подготовки у будущих рабочих - учащихся лицеев. Благодаря самосознанию у профессионала формируется субъективная картина профессионального пути или профессиональная Я-концепция с учетом временного аспекта.Одной из важнейших специфических черт современного педагогического процесса является его интегративность, а точнее - тенденция к интегративности. Как частный случай интеграции, можно рассматривать психологизацию педагогического процесса.А Подготовка современного специалиста предусматривает индивидуально-творческий подход к ее организации. Развитие творческих сил и способностей в профессиональной деятельности невозможно без осознания личностью отношения к себе, своим возможностям. Это обеспечивает личностный уровень овладения специальностью, позитивно отражается на формировании установки успешности профессиональной деятельности.Успех профессиональной деятельности находит свое отражение в структуре личности будуш,его специалиста. Это требует активного формирования качеств личности, которые обеспечат успешность достижения результата. Проведенный анализ результатов деятельности многих учреждений НПО Ростовской области (Субботина Л.В.) показал, что образовательные программы профессиональных учебных заведений пока не обеспечивают осознание учащимися реальных связей между социальными и профессиональными целями, изменяюш;ими внутренние позитивные позиции самих учаш;ихся. [207 с. 167-172] Проблема профессионального становления личности сегодня одна из актуальных в педагогической науке и практике.Создание профессионально-образовательной среды обусловлено такими причинами, как: низкий уровень профориентационной работы в школах; преобладание в работе с учаш;имися методов и форм, носящих информационный характер, но не вовлекающих их в деятельность; возрастающая, в связи с преобразованием общества, потребность учащихся в раннем профессиональном самоопределении, не удовлетворяемая в школе и семье; дефицит специалистов для реализации профессионального обучения; недостаточное знание педагогами, учащимися и родителями современного рынка образовательных услуг и рынка труда; демографическая ситуация, которая ведёт к равенству числа выпускников школ и мест в вузы, что способствует оттоку выпускников в сферу высшего образования. Jr Для того чтобы внутренне соответствовать современной действительности человек должен не просто адаптироваться к новой ситуации, ориентируясь на внешние нормы, правила, требования, но и быть способным выстраивать собственную линию поведения, изменять ситуацию, изменяясь и развиваясь при этом сам. Формирование личности будущего специалиста, способного к саморазвитию и саморегуляции, становится важной задачей профессиональной школы.Одним из главных ресурсов процесса совершенствования профессионального самосознания учашцхся профессиональных лицеев выступают развиваюшце акмеологические технологии, которые ориентированы на саморазвитие, самоакгуализацию, самопознание и самореализацию личности.Степень изученности проблемы.Обзор подходов различных исследователей к сущности профессионального самосознания (В.Г. Катышев, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Г.В. Агапов, В.А. Бодров, Э.Ф. Зеер, Т.А. Казанцева, Н.С. Пряжников и др.) позволил определить понятие «профессиональное самосознание» как сложное личностное образование, формирующееся под воздействием профессиональной среды и активного участия субъекта в профессиональной деятельности.Анализ проблемы профессионального самосознания в психологической литературе пересекается с вопросами развития субъекта деятельности (Б.Г.Ананьев, К.А.Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский, Е.Н.Волкова, И.В.Дубровина, О.В.Москаленко, В.Н. Мясищев, В.И.Слободчиков и др.), сущности и структуры самосознания (У.Джеймс, Ч.Кули, Дж..Мид, К.Роджерс, И.С.Кон, В.В.Столин, В.И. Слободчиков, Е.И.Исаев, И.И.Чеснокова и др.). Рассматривается взаимосвязь профессионального самосознания с феноменами, характеризующими профессионализм: удовлетворенность трудом, жизненный путь, жизненная перспектива, личностный рост, индивидуальный стиль и др. (К.А.Абульханова-Славская, Е.А.Климов, А.К.Маркова, Л.М.Митина, Т.А.Миронова и др.). т профессионального самоопределения (Е.А.Климов, Я.Л.Коломинский, Т.В.Кудрявцев, К.Г.Мяло, Н.С.Пряжников, Н.Рыбников, А.В.Сухарев и др.).Выявляется зависимость между успешным продвижением в профессиональной деятельности и развитием профессионального самосознания (Е.М.Борисова, В.А.Кан-Калик, В.И.Козиев, Н.В.Кузьмина, М.И.Жукова и др.). С проблематикой профессионального самосознания тесно соприкасаются исследования, направленные на изучение профессионального становления (Я-профессиональное) (А.А. Бодалев, А.А. Деркач); мотивы выбора профессии (В.И.Жуковская); профессионального развития и роли представлений о профессии в формировании профессионального мастерства (С.Л. Рубинштейн, К. А. Абульханова-Славская, Л.В. Блинов, Н.Д. Боровикова, Н.В. Галкина, В.Ф. Сафин) Проблеме становления профессионального самосознания специалистов различных областей профессиональной деятельности посвящено большое количество психологических исследований.Анализируются вопросы формирования профессионального самосознания учащихся общеобразовательных школ (В.Г. Каташев), профессионального самосознания как условия психологической готовности юношей к самостоятельному профессиональному труду (П.А. Шавир), профессионального самосознания старших подростков (Н.Г. Краснорудская), учащихся профтехучилищ (Т.Д. Миронова), студентов (Л. Б. Шнейдер, Т.Н. Фан, Т.Л. Миронова).Обзор источников позволил выделить различные точки зрения на природу возникновения и развития самосознания, а также структуру, уровневую организацию и единицы самосознания, раскрыть соотношение понятий «образ Я», «Я-концепция», «профессиональное самосознание», «самосознание».Анализ сущности профессионального самосознания позволяет рассматривать его как сложную систему, ведущими компонентами которой выступают когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий.Каждый компонент имеет собственную структуру и содержание. Развитие профессионального самосознания находит свое выражение в уровне сформированности каждого компонента, в целостности и устойчивости профессиональной направленности.В этих исследованиях говорится о профессиональном самосознании как регуляторе процесса реализации личности в профессиональной деятельности, как условие профессионального развития субъекта.В своем исследовании под профессиональным самосознанием учащегося лицея на этапе профессиональной подготовки мы понимаем осознание учащимся себя в пространстве своей будущей профессии и деятельности, в системе собственной личности, отношение к себе как будущему специалисту.Отмечая накопленный опыт исследований профессионального самосознания, следует отметить, что в этих исследованиях сделан упор на содержательный аспект профессиональной деятельности и личностное развитие в рамках такой деятельности. В целом, можно отметить, что понимание профессионального самосознания в психологических исследованиях рассматривается как осознание человеком себя в пространстве профессиональной деятельности, а его становление - как проекция взаимосвязей функциональных и структурных элементов самосознания на профессиональную деятельность. За границами исследований, как правило, остаются вопросы: как влияет обучение на становление профессионального самосознания специалиста, каковы специфические особенности профессионального самосознания в том случае, когда его становление происходит «естественным» путем, и когда организуется целенаправленная работа по его формированию.Важным аспектом профессионализации молодежи является формирование реалистичного и акмеологически окрашенного образа будущей профессии. Для учащихся лицеев эта проблема особенно актуальна, поскольку они уже выбрали профессию и имеют начальный образ профессии, но он может существенно меняться как в позитивную, так и в / / негативную сторону. Сегодня можно констатировать наличие противоречия между актуальностью обеспечения продуктивного развития образа профессии у учащихся в процессе получения начального и среднего профессионального образования и недостаточной иззп^енностью этого явления, неразработанностью технологий данного процесса.Поэтому важно изучить условия и факторы, выявить акмеологические критерии, показатели, уровни развития профессионального самосознания у учащихся, так как без этого невозможно создать адекватную новым задачам профессионального образования педагогическую модель.Необходимость разработки новой парадигмы воспитания молодежи не вызывает сомнения. Возвращение вопросов воспитания в круг государственных приоритетов свидетельствует об актуальности проблемы целенаправленного воспитания на всех уровнях образования, в том числе и в учреждениях начального профессионального образования (НПО). В отечественных исследованиях, посвященных вопросам воспитания, поставлен ряд острых вопросов, в числе которых следует назвать поиск целей воспитания; соотнесение внешне заданных целей, реализуемых в деятельности педагога, и внутренне принятых целей, реализуемых в деятельности учащихся; определение места и роли всех субъектов воспитания в воспитательной системе; переосмысление значения коллектива в воспитании личности; определение места и роли различных форм студенческого самоуправления, без которых невозможно построить современную систему воспитания.Решение поставленных задач представляется возможным, если использовать в образовательном процессе новые педагогические технологии, учитывающие ближайшие интересы обучающихся, способствующие развитию выпускника профессионального лицея как личности и как профессионала, обладающего сложившейся системой социально-профессинальных ценностей. Такие технологии могут быть разработаны на основе использования различных направлений в педагогике. /П Анализ психолого-педагогической литературы и состояния современного начального и среднего профессионального образования позволил выявить ряд противоречий: 1. между потребностями рынка труда в специалистах с начальным профессиональным образованием с развитыми социально-профессиональными ценностными ориентациями, высоким уровнем профессионального самосознания, и возможностями их подготовки в учреждениях НПО; 2. между потребностью личности учащегося в самопознании, в профессиональном самоопределении и недостаточной разработанностью технологий педагогического сопровождения этого процесса в условиях учреждений начального профессионального образования; 3. между объективной потребностью в наличии у выпускников профессиональных лицеев реалистичного и аьсмеологически окрашенного образа будущей профессии, обеспечивающего их дальнейший карьерный и профессиональный рост и недостаточностью представлений о педагогических условиях развития профессионального самосознания, как одного из факторов повышения конкурентоспособности будущего профессионала.Актуальность обозначенных противоречий, теоретическая значимость, недостаточная научная и практическая разработанность проблемы обусловили выбор темы диссертационного исследования: — «Педагогические условия развития профессионального самосознания учащихся в учреждениях начального профессионального образования». В данной диссертации рассматриваются варианты решения проблем, которые в последние годы накопились в системе начального профессионального образования.Цель исследования - разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная апробация комплекса мер по организации педагогических условий, способствующих развитию профессионального самосознания учащихся лицеев.Объектом исследования является процесс развития профессионального самосознания учащихся профессиональных лицеев.Предмет исследования - педагогические условия развития профессионального самосознания учащихся профессиональных лицеев.Гипотеза нашего исследования состоит в предположении о том, что эффективный уровень становления профессионального самосознания учащихся профессиональных учебных заведений начального профессионального образования может быть обеспечен при организации специальных педагогических условий с учетом создания воспитательной системы на основе акмеологического подхода.Проблема, цель и выдвинутая гипотеза исследования предопределили следующие задачи: 1. На основе изучения теоретических основ исследуемой проблемы определить сущность и особенности развития профессионального самосознания учащихся профессиональных лицеев.2. Выявить компоненты, критерии и уровни развития профессионального самосознания з^ащихся профессиональных лицеев.3. Выявить и обосновать условия педагогического сопровождения, обеспечивающие развитие профессионального самосознания учащихся профессиональных лицеев.4. Осуществить опытно-экспериментальную проверку педагогических условий развития профессионального самосознания учащихся в образовательном процессе профессионального лицея.5. Разработать научно-практические рекомендации по оптимизации процесса развития профессионального самосознания учащихся в период профессиональной подготовки.Теоретико-методологической основой исследования являются основные принципы, разработанные в общественных, естественных науках усилиями отечественных и зарубежных ученых, которые использует и развивает педагогика: принципы развития, познания, системности, активности, гуманизма, детерминизма, субъектности, рефлексивности, единства сознания и деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, В.Г. Асеев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.К. Маркова, В.Н. Мясищев, А.А. Реан, Л. Рубинштейн); исследования личности, развития, отношений и ценностей (Г. Айзенк, А. Анисимов, А.В. Брушлинский, К. Роджерс, В. Франкл); о закономерностях формирования профессионализма (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.Н. Маркин, В.А. Сластенин): профессионального самосознания (И.В. Вачков, А.К. Маркова, Л.М. Митина, О.В. Москаленко); основные положения теории Я-концепции (Р. Берне, К. Роджерс, У. Джемс, Э.
Эриксон); представление об уровневом строении самосознания (И.С. Кон, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, И.И. Чеснокова); саморазвития личности как духовно-практической самосозидательной активной деятельности (В.И.Андреев, О.С.Газман, Л.Н.Куликова, А.А.Леонтьев, Л.Рубинштейн и др.); средовой подход в воспитании (Е.В.Бондаревская, В.А. Левин).Э м п и р и ч е с к а я база и с с л е д о в а н и я : Для проверки на практике гипотезы исследования в 2004-2008 гг. на трех отделениях (информационных технологий, экономики и права, дизайна и сервиса) Профессионального лицея № 105 им. В.В. Самарского, а таюке лицея №71, профтехучилища №72 (специальность оператор ПК) в г. Волгодонске Ростовской области нами была проведена опытно-экспериментальная работа, подготовленная на основе предварительного анализа и теоретических обоснований. На начальном этапе в исследовании приняли участие учащиеся лицея I ступени (НПО) 1 и 2 курсов по специальностям: секретарь суда, парикмахер, портной, радиомеханик, оператор ПК (450 человек), а также учащиеся лицея II ступени (СПО) 3 и 4 курсов по специальностям: программное обеспечение, парикмахерское искусство, модельер, радиомеханик, финансы и кредит, бух. учет, правоведение (380 человек). Количество учащихся в экспериментальных группах - 200 человек, в контрольных - 200 человек, из них 247 девушек и 153 юноши) в возрасте от 15 до 20 лет.Методы исследования.В процессе работы над диссертацией использовался широкий спектр методов научного познания. К числу, используемых теоретических методов исследования относятся: теоретико-методологический, логико-исторический, сравнительный анализ и обобщение теоретических концепций отдельных ученых, а также опыта передовой педагогической практики, моделирование.Среди опытно-экспериментальных методов необходимо выделить следующие: педагогическое наблюдение, беседы, метод экспертных оценок, анкетирование, тестирование, рейтинговое исследование, изучение результатов деятельности, метод свободного самоописания собственных профессионально значимых качеств и характеристик профессионального Я; личный индивидуальный устный опрос с постановкой «открытых» вопросов, предполагающих свободные высказывания респондентов о себе как субъекте профессиональной деятельности с учетом временного аспекта отражения, самохарактеристики (мрши-сочинения), анализ и решение конкретных профессиональных ситуаций. Полученный материал - самохарактеристики -был подвергнут обработке с помощью методов классического и модифицированного контент-анализа.Для выявления уровня самооценки в профессиональной сфере мы использовали модифицированную методику «Самооценка» Л.Д. Столяренко; для определения уровня удовлетворенности учащимися выбором профессии использовали опросник, составленный соискателем; для анализа самоотношения использовалась экспрессивная проективная методика рисования человека, разработанная К. Маховер Важное место в научно-педагогических исследованиях занимает опытно-экспериментальная работа, которая ложится в основу выводов и обобщений, проверки гипотезы. / / Применялись компьютерные системы программного обеспечения анализа данных «Excel», «Statistica 6.0».Достоверность результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных положений, использованием апробированных и надежных методов, адекватных поставленным целям и задачам исследования; сочетанием качественных и количественных методов анализа, подтвержденных опытно-экспериментальной работой; применением надежных и апробированных психодиагностических методик; содержательным анализом полученных данных; применением статистических методов обработки данных.Научная новизна исследования состоит в том, что: 1. Систематизированы исследования по проблеме развития профессионального самосознания учащихся лицеев, как одного из показателей профессиональной зрелости выпускника в системе НПО. Уточнено содержание понятия профессионального самосознания, как системообразующего структурного компонента профессиональной деятельности, обеспечивающего её личностный смысл и процесс её саморегуляции. Доказана необходимость развития профессионального самосознания учащихся на этапе профессиональной подготовки, как важнейшей предпосылки успешного профессионального самоопределения. Выявлена динамика профессионального самосознания учащихся профессиональных лицеев, выраженная в изменении соотношения компонентов в общей структуре самосознания, ведущим из которых является когнитивный, как начальное звено, образующее самосознание.2. На основе выделенных структурных компонентов: когнитивного, мотивационно-целевого, эмоционального и поведенческого, установлены критерии сформированности профессионального самосознания учащихся профессиональных лицеев: уровень профессиональной самооценки, удовлетворенность выбранной профессией, мотивация на достижение профессиональных успехов, готовность к творческой самореализации в профессиональной сфере, уровень сформированности представлений о требованиях, предъявляемых к профессионалу, способность к адекватному включению в систему профессиональных отношений.3. Определены педагогические условия формирования профессионального самосознания учащегося профессионального лицея: - реализация акмеологического подхода в образовательном процессе профессионального лицея через систему психолого-педагогического сопровождения, направленную на выявление потенциальных возможностей каждого учащегося и определение индивидуальной образовательной стратегии, ориентированной на достижение максимально высоких результатов в профессиональной деятельности; - реализация методов педагогики поддержки, использование различных социально-педагогических, психолого-педагогических технологий как индивидуальных, так и групповых, нацеленных на самопознание и саморазвитие учащихся профессиональных лицеев, выявление трудностей развития профессионального самосознания и их преодоление; - организация рефлексивно направленной, творческой и социально-ориентированной образовательной среды, обеспечивающей создание ситуации успеха, расширяющей возможности учащегося профессионального лицея для самосовершенствования и самореализации в социальной и профессиональной сферах; - система диагностических мероприятий, обеспечивающих педагогический мониторинг развития профессионального самосознания учащихся профессиональных лицеев.4. Разработана система поэтапного развития профессионального самосознания учащихся лицеев, нацеленная на решение педагогических задач в организации учебно-воспитательного процесса в зависимости от срока обучения: I этап «адаптационный» (диагностическое направление, психофасилитационное направление); II этап «педагогической поддержки» (определение проблем и помощь в их преодолении, организация помощи в саморазвитии и самовоспитании); III этап «амеологического сопровождения» (определение индивидуальной образовательной стратегии); IV этап «пофориентационный» (помощь в профессиональном самоопределении).Теоретическая значимость заключается в том, что его результаты позволяют дополнить и конкретизировать современные представления о процессе развития профессионального самосознания на этапе обучения; в обосновании теоретических подходов к проблеме развития профессионального самосознания учащихся учреждений начального профессионального образования (цели, задачи, содержание, условия); в теоретическом обосновании педагогических путей и средств формирования профессионального самосознания в образовательном процессе профессионального лицея.Практическая значимость работы состоит в том, что установленные факты и закономерности становления профессионального самосознания позволяют реально контролировать и направлять процесс вхождения в профессию, формирования профессионала как субъекта профессиональной деятельности. Результаты исследования, выводы и практические рекомендации могут быть применены преподавателями, мастерами производственного обучения в практике учебно-воспитательной работы в системе НПО, могут быть использованы в работе практических психологов. Разработанная нами программа развития профессионального самосознания учащегося системы НПО нашла поддержку и одобрение у руководителей и педагогов образовательных учреждений соответствующего профиля.Материалы исследования могут быть использованы при изучении и разработке дисциплин социально-психологического цикла в процессе профессиональной подготовки учащихся лицеев, в системе повышения квалификации учителей, при разработке тренингов и практических занятий.Организация и этапы исследования.Работа проводилась в период с 2004 по 2009 гг. в три этапа.Первый, подготовительный этап (2004 - 2005 гг.) - был посвящен выбору и теоретическому осмыслению проблемы исследования, определению ее актуальности, степени изученности, разработке категориально-понятийного аппарата, формулированию и обоснованию цели, предмета, объекта, гипотезы, задач исследования, подготовке программы опытно-экспериментальной работы. Были выявлены компоненты, критерии и уровни сформированности профессионального самосознания учащихся; осуществлен подбор методов научного исследования, соответствующих целям и задачам эксперимента, выполнена диагностическая работа по изучению структурных компонентов исходного уровня профессионального самосознания учащихся лицеев, выявлены принципиальные тенденции профессионального становления учащихся на различных этапах обучения. На данном этапе проводился констатирующий эксперимент, обобщался полученный материал, и разрабатывалась методика организации опытно-экспериментальной работы.Второй, опытно-экспериментальный этап (2005 - 2007 гг.) разработана система поэтапного развития профессионального самосознания учащихся лицеев, разработан и апробирован программно-целевой проект по обогащению социального и профессионального опыта учащихся разных курсов обучения в лицее для обеспечения развития их профессионального самосознания. Выполнен второй диагностический срез, полученные результаты подверглись математико-статистической обработке данных.Третий, заключительный этап (2007 - 2009 гг.) - проведен анализ и систематизация данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы, осуществлялась обработка результатов исследования, уточнялись теоретические и экспериментальные выводы.Апробация и внедрение результатов исследования.Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры общей педагогики Таганрогского государственного педагогического института. Апробация и внедрение в практику результатов исследования осуществлялись в образовательном процессе Профессионального лицея информатики, бизнеса и дизайна им. В.В. Самарского №105, а также профтехучилища №72 г. Волгодонска.Основные положения исследования нашли отражение в публикациях автора; статьи были представлены на научно-практических конференциях федерального и регионального значения: «Проблемы модернизации высшего педагогического образования в России», IV Межвузовская научно-практическая конференции, г. Волгодонск, 2004г.; VI Межвузовская научно-практическая конференции, г. Волгодонск, 2007г.; VII Межвузовская научно-практическая конференции, г. Волгодонск, 2008г.; «Интеграция методической работы и системы повышения квалификации кадров», VIII Всероссийская научно-практической конференция, г. Челябинск, 2007г.; IX Всероссийская заочная научно-практической конференция, г. Челябинск, 2008г.; XIV собрание Южного отделения РАО, г. Ростов-на-Дону, 2007г.По теме диссертации опубликовано 13 работ, в том числе 3 публикации в изданиях, включенных в реестр ВАК РФ Основные положения, выносимые на защиту.1. Формирование профессионального самосознания рассматривается, с одной стороны, как целостный интегративный процесс формирования системы профессионально важных качеств, особенностей мотивации и-самооценки, активизации индивидуально-творческого самопознания и саморазвития личности учащегося, а с другой стороны, как результат о / осмысления существующего опыта практической деятельности на различных уровнях обобщения в сфере социального взаимодействия по мере становления личности будущего профессионала.Профессиональное самосознание опирается на профессиональную самооценку - ретроспективную, актуальную, потенциальную, идеальную и включает в себя: осознание учащимся норм, правил, моделей своей профессии, как эталонов для осознания своих качеств.2. В качестве основных критериев оценки эффективности профессиональной подготовки учащихся лицеев является высокий уровень развития профессионального самосознания, основными показателями которого являются: уровень профессиональной самооценки, удовлетворенность выбранной профессией, мотивация на достижение профессиональных успехов, готовность к творческой самореализации в профессиональной сфере, уровень сформированности представлений о требованиях, предъявляемых к профессионалу, способность к адекватному включению в систему профессиональных отношений.3. Эффективность педагогических условий, направленных на развитие профессионального самосознания обуславливается внедрением новых активных форм педагогического сопровождения, моделир)аощих будущую профессиональную деятельность, способствующих накоплению представлений о будущей профессии, рефлексии, самокоррекции и самосовершенствованию.Структура диссертации определяется задачами и логикой исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Основной текст диссертации содержит 164 страниц, 2 рисунка, 8 диаграмм, 19 таблиц. Общий объем диссертации 230 страниц. Список литературы включает 265 наименований. п о

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 5774
Пароль: 5774
Скачать файл.
Просмотров: 180 | Добавил: Александр49 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2014  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Бесплатный конструктор сайтовuCoz