Главная » 2014»Сентябрь»28 » Скачать Формирование общеучебных умений студентов технического колледжа. Полутина, Галина Николаевна бесплатно
3:38 AM
Скачать Формирование общеучебных умений студентов технического колледжа. Полутина, Галина Николаевна бесплатно
Формирование общеучебных умений студентов технического колледжа
Диссертация
Автор: Полутина, Галина Николаевна
Название: Формирование общеучебных умений студентов технического колледжа
Справка: Полутина, Галина Николаевна. Формирование общеучебных умений студентов технического колледжа : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 Москва, 2007 182 c. : 61 07-13/1521
Объем: 182 стр.
Информация: Москва, 2007
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
11 Проблема формирования общеучебных умений в теории и практике обучения
12 Содержание комплекса общеучебных умений, необходимых студентам технического колледжа
13 Дидактические основы формирования общеучебных умений на основе личностно-деятельностного подхода
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
21 Организационно-педагогическая система и методика формирования общеучебных умений студентов технического колледжа
22 Факультативный курс «Технология учебной деятельности» как базовая основа формирования комплекса общеучебных умений
23 Технологические приемы формирования общеучебных умений при изучении дисциплин общеобразовательного цикла
Выводы по второй главе
ГЛАВА 3 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ
ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ
31 Определение уровня сформированное™ общеучебных умений студентов технических колледжей
32 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по 126 формированию у студентов комплекса общеучебных умений
Выводы по третьей главе
Введение:
Интеграция России в мировое экономическое и образовательное пространство, а также интеллектуализация всех сфер производственной деятельности предъявляют новые требования к подготовке специалистов среднего звена. Наряду с профессиональными знаниями и умениями повышается значимость таких личностных качеств, как общая культура, инициативность, коммуникабельность, способность самостоятельно принимать решения, готовность к приобретению новых знаний. Утвержденная Правительством Российской Федерации Национальная доктрина образования в числе основных задач, стоящих перед системой образования, выдвигает обеспечение «.непрерывности образования в течение всей жизни человека; преемственности уровней и ступеней образования; академической мобильности обучающихся» [75, с. 48].
Решение поставленных задач требует организации в учреждениях среднего профессионального образования целенаправленной работы по формированию у студентов общеучебных умений, составляющих основу развития образованности и профессиональной компетентности специалиста. При этом под общеучебными умениями мы понимаем обобщенные способы учебной деятельности, имеющие междисциплинарное содержание, которые позволяют эффективно достигать цели деятельности в изменяющихся условиях и способствуют развитию личности.
Исследования Л.А. Горленко, C.B. Касилиной, А.Н. Марковой, Н.В. Са-дыковой, Л.Г. Семушиной, а также результаты проведенного нами констатирующего эксперимента показали, что большинство первокурсников в учреждениях начального и среднего профессионального образования имеют низкий уровень общеучебных умений коммуникативного, информационного, организационного, рефлексивного, интеллектуального и творческого содержания, что отрицательно сказывается на эффективности их учебной деятельности.
За последние годы был выполнен ряд исследований по проблеме формирования различных видов общеучебных умений. Особого внимания заслуживают работы, посвященные: формированию познавательных интересов и коммуникативных качеств у учащихся лицеев (Н.У. Садыкова, А.Н. Маркова); формированию исследовательских умений у студентов вузов (А.И. Гудимова, М.А. Белялова); формированию интеллектуальных умений (Г.Н. Боровик).
В работе В.А. Ананьева обоснована необходимость включения общеучебных умений в содержание дополнительных квалификаций учащихся профессиональных лицеев. В исследовании Е.А. Прибытковой общеучебные умения рассмотрены как основа формирования ключевых компетенций учащихся профильных классов речных училищ.
Однако в вышеназванных исследованиях практически не затрагиваются вопросы развития комплекса общеучебных умений студентов технических колледжей, а также организационно-педагогическая система их формирования на основе личностно-деятельностного подхода. Изучение зарубежного опыта, в частности английских, немецких и датских педагогов в области профессионального образования, свидетельствует о серьезном внимании к формированию общеучебных умений студентов в странах - участницах Болонского процесса.
Проблема формирования общеучебных умений особенно актуальна для технических колледжей, учебный план которых предусматривает реализацию программ повышенного уровня, выполнение курсовых работ, а также и проведение итоговой государственной аттестации в форме защиты дипломного проекта, что повышает требования к общеучебным умениям, необходимым для организации творческой, самостоятельной работы студентов.
Решение этой проблемы в образовательном процессе колледжа осложняется тем, что в действующих государственных образовательных стандартах и примерных учебных программах среднего профессионального образования (СПО) зафиксированы только предметные и профессиональные умения, а общеучебные умения, имеющие междисциплинарное содержание, не конкретизированы, что затрудняет организацию целенаправленной работы по их формированию. Кроме того, в педагогической практике учреждений СПО отсутствуют единые подходы как к классификации общеучебных умений, так и методике их формирования.
Изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы показало, что дидактические основы проблемы формирования общеучебных умений исследовались В.К. Дьяченко, П.И. Пидкасистым, Н.Ф. Талызиной, Л.М. Фридманом и др. Отдельные методические рекомендации, конкретные приемы формирования учебных умений описаны в работах современных отечественных и зарубежных педагогов и методистов: Г.В. Безюлевой, Н.Е. Важеев-ской, А.Т. Глазунова, Ф. Кассаи, H.A. Лошкаревой, В.Ф. Паламарчук, П.И. Са-мойленко, A.B. Усовой, Д. Хамблина и др.
Анализ современных отечественных, зарубежных педагогических исследований позволил сделать вывод о том, что в теории и практике профессионального образования в настоящее время отсутствует как единая классификация общеучебных умений, так и определенная организационно-педагогическая система их формирования для технических колледжей. При этом традиционные технологии профессионального образования ориентированы в основном на репродуктивные методы обучения и не обеспечивают включения студентов в образовательный процесс в качестве субъектов учебной деятельности, что отрицательно сказывается на результатах формирования общеучебных и профессиональных умений.
Вышесказанное позволяет констатировать наличие противоречия между объективной необходимостью формирования у студентов технических колледжей общеучебных умений, соответствующих целям и требованиям современного профессионального образования, с одной стороны, и недостаточной разработанностью психолого-педагогических и методических основ их формирования - с другой.
Названное противоречие определило актуальность данного исследования и позволило сформулировать тему: «Формирование общеучебных умений студентов технического колледжа».
Целью исследования является теоретическое обоснование и разработка комплекса общеучебных умений, необходимых студентам технического колледжа, и методика их формирования.
Объект исследования - процесс обучения студентов технического колледжа.
Предмет исследования - формирование общеучебных умений студентов технического колледжа.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что формирование общеучебных умений студентов технического колледжа будет способствовать повышению эффективности учебного процесса при выполнении следующих условий:
• определение комплекса общеучебных умений, необходимых студентам технического колледжа, и разработка методики их формирования;
• создание в колледже организационно-педагогической системы, ориентированной на формирование общеучебных умений;
• включение в учебный план дисциплин и факультативных курсов, направленных на изучение и формирование комплекса общеучебных умений.
При этом эффективность учебного процесса предполагает повышение уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки студентов, их самостоятельности, познавательной и творческой активности.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1) на основании анализа психолого-педагогических и методических исследований уточнить содержание понятия «общеучебное умение»;
2) разработать модель комплекса общеучебных умений, необходимых студентам технического колледжа;
3) разработать для технического колледжа организационно-педагогическую систему учебного процесса, ориентированного на формирование общеучебных умений;
4) определить содержание и разработать методическое обеспечение факультативного курса «Технология учебной деятельности»;
5) на основе личностно-деятельностного подхода разработать методику формирования комплекса общеучебных умений для дисциплин общеобразовательного цикла;
6) определить критерии оценки уровней сформированное™ общеучебных умений;
7) провести опытно-экспериментальную проверку выдвинутой гипотезы.
Методологической основой исследования послужили принципы реформирования образования, нашедшие отражение в Национальной доктрине образования Российской Федерации, Законе РФ «Об образовании», Федеральной программе развития среднего профессионального образования на 2000 - 2005 гг., Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.
Исследование опирается на интегративный комплекс принципов и подходов: системный, деятельностный, личностный. Системный подход предполагает целостное рассмотрение предмета исследования и представление учебного заведения в виде открытой саморазвивающейся системы (В.П. Бес-палько, Г.П. Щедровицкий, М.М. Поташник, В.П. Симонов, Т.И. Шамова). В общепедагогическом плане деятельностный компонент базируется на положении о субъект-субъектном отношении учителя и ученика (А. Дистервег, П.Ф. Каптерев, И. Песталоцци); в общепсихологическом плане - на теории деятельности (А.Н. Леонтьев), теории учебной деятельности (В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин). В основе личностного подхода лежит концепция личностно-ориентированного образования (Е.Б. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.).
Теоретической базой исследования явились педагогическая теория непрерывного профессионального образования (П.Ф. Анисимов, Т.Ю. Ломакина, А.М. Новиков и др.), содержание государственных стандартов среднего профессионального образования (Т.Д. Барер, Т.В. Гериш, Л.Г. Семушина). Исследование также опирается на работы, посвященные теории и методике профессионального образования (П.Р. Аутов, Е.Я. Бутко, А.Т. Глазунов, П.М. Новиков, Н.В. Шаронова и др.), вопросам инновационных моделей педагогических технологий подготовки специалистов (В.В. Анисимов, М.В. Кларин, М.Б. Никитин и др.). Кроме того, использовались материалы международных сопоставительных исследований, представленные в публикациях Л.А. Глазуновой, A.A. Бакушина, М. В. Ларионовой и др.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
• анализ нормативных документов и литературы по проблемам философии образования, теории познания, педагогике, дидактике, психологии, методике профессионального образования;
• методы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, моделирования, системного подхода, статистические методы обработки экспериментальных данных;
• опытно-экспериментальная работа констатирующего, поискового и обучающего характера, в ходе которой использовались методы наблюдения, изучения и обобщения работы преподавателей, результаты учебного процесса, анкетирование, тестирование студентов, опытная проверка и внедрение разработанных методических материалов.
Экспериментальная работа проводилась в 2000 - 2006 гг. при участии автора и заключалась в разработке и внедрении модели комплекса общеучебных умений и организационно-педагогической системы его формирования в Краснодарском техническом колледже, Краснодарском машиностроительном колледже, Крымском техническом колледже, колледже «Ейский». В педагогическом эксперименте принимали участие 482 студента, 125 преподавателей.
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап (2000 - 2001 гг.) включал теоретическое изучение современного состояния проблемы, анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы, нормативных документов, накопление эмпирических данных; проведение констатирующего эксперимента, обоснование необходимости формирования общеучебных умений и определение их содержания для студентов технического колледжа.
Второй этап (2002 - 2003 гг.) предусматривал проектирование модели комплекса общеучебных умений и организационно-педагогической системы его формирования; разработку учебно-методических материалов для внедрения личностно-деятельностных технологий обучения и воспитания; разработку и апробацию факультативного курса «Технология учебной деятельности»; проведение поискового этапа эксперимента.
Третий этап (2004 - 2006 гг.) предполагал опытную проверку разработанной модели комплекса общеучебных умений и организационно-педагогической системы его формирования; проведение обучающего эксперимента, формулировку выводов по результатам исследования и рекомендаций по данной проблеме, систематизацию и оформление результатов с целью подтверждения выдвинутой гипотезы, завершение анализа и интерпретацию полученных данных.
Научная новизна исследования:
• разработана модель комплекса общеучебных умений, необходимых студентам технического колледжа, которая включает взаимосвязанные компоненты коммуникативного, организационного, информационного, рефлексивного, интеллектуального и творческого содержания;
• разработана организационно-педагогическая система формирования общеучебных умений студентов колледжа, в основу которой положен принцип субъектных отношений между всеми участниками образовательного процесса;
• на основе личностно-деятельностного подхода разработаны содержание факультативного курса «Технология учебной деятельности» и методика формирования общеучебных умений для дисциплин общеобразовательного цикла.
Теоретическая значимость исследования состоит в дальнейшем развитии теоретических основ обучения, в частности, в определении нового подхода к решению проблемы повышения эффективности учебного процесса; в соответствии с данным подходом качество общеобразовательной и профессиональной подготовки обучаемых в значительной степени определяется уровнем сформированное™ их общеучебных умений.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
• разработано и внедрено в учреждениях среднего профессионального образования Краснодарского края учебно-методическое пособие «Технология учебной деятельности студентов средних специальных учебных заведений», используемое на факультативных курсах;
• определены эффективные методы и формы организации учебных и внеучебных занятий, способствующих формированию общеучебных умений для учреждений среднего профессионального образования.
• разработана методика и подготовлены учебно-методические рекомендации по формированию общеучебных умений студентов для дисциплин общеобразовательного цикла.
Предложения и методические рекомендации, разработанные в ходе диссертационного исследования, позволяют организовать работу по формированию общеучебных умений не только в учреждениях среднего, но и начального профессионального образования, а также в общеобразовательных школах. Содержащиеся в работе теоретические положения и выводы могут быть использованы при разработке на основе компетентностного подхода государственных образовательных стандартов профессионального образования нового поколения.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается сочетанием комплекса теоретических и эмпирических методов исследования, сочетанием методов количественного и качественного анализа фактического материала, комплексным характером поэтапного педагогического эксперимента, эффективным внедрением рекомендаций в образовательный процесс учреждений СПО различных типов, а также положительной динамикой формирования общеучебных умений у студентов в целостном образовательном процессе технического колледжа.
На защиту выносятся:
1. Модель комплекса общеучебных умений для студентов технического колледжа, включающая взаимосвязанные компоненты коммуникативного, организационного, рефлексивного, информационного, интеллектуального и творческого содержания.
2. Организационно-педагогическая система образовательного процесса технического колледжа, ориентированная на формирование общеучебных умений.
3. Методика формирования общеучебных умений для дисциплин общеобразовательного цикла и факультативного курса «Технология учебной деятельности».
Апробация и внедрение результатов исследования:
Основные положения и результаты исследования обсуждались на научно-практической конференции «Инновационные проекты преподавателей учреждений среднего профессионального образования Краснодарского края» (2003 г.); докладывались на семинаре заместителей директоров по учебной работе учреждений среднего профессионального образования Министерства сельского хозяйства РФ (2004 г.), на педагогических советах учреждений среднего профессионального образования Южного федерального округа (2005 - 2006 г.г.); курсах повышения квалификации заместителей директоров по учебновоспитательной работе в Институте проблем развития среднего профессионального образования г. Москва (2004 г.).
Материалы исследований опубликованы в научных сборниках Института проблем развития среднего профессионального образования, журналах «Среднее профессиональное образование», «Профессиональное образование», «Педагогический вестник Кубани». Учебно-методическое пособие «Технология учебной деятельности студентов средних специальных учебных заведений» издано Институтом проблем развития среднего профессионального образования и рекомендовано к использованию в учебных заведениях среднего профессионального образования. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в учреждениях среднего профессионального образования Краснодарского края: Краснодарском техническом колледже, Краснодарском машиностроительном колледже, Крымском техническом колледже, колледже «Ейский».
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, включающей 266 наименований и четырех приложений. Общий объем диссертации составляет 182 страницы, основной текст диссертации 145 страниц. Работа включает! 8 таблиц, 5 схем, 4 гистограммы и 4 приложения.